Как живут за Полярным кругом. Саамы — удивительный народ
2015-06-06 15:01:15
Лапландия – самая северная территория Фенноскандии. Ее территория входит в состав Швеции, Норвегии, Финляндии, России. Населяют Лапландию народы финно-угорской группы – саамы. Столетиями саамы вели полукочевой образ жизни, занимались оленеводством, рыболовством и охотой. Но уже с XVII века они начали подвергаться ассимиляции со стороны шведов, русских, норвежцев и финнов.
Саамы пережили запрет на кочевой образ жизни, запрет на родной язык, насильственную коллективизацию, которая разрушала традиционный быт. Но со второй половины XX века положение саамов начало улучшаться. В 1956 году был создан Саамский Совет из 15 членов. В 1992 году в него вошли представители российских саамов. У саамов есть флаг и гимн, они имеют возможность получать образование на родном языке, работает саамский парламент, выходит национальная литература, имеется телевидение, в Швеции открыт Саамский институт.
О жизни современных саамов нам рассказывает Анна Варфоломеева, работник Центра исследований России и Евразии (Уппсала, Швеция).
Зиму 2013-2014 года Анна провела в Швеции, изучая жизнь саамов.
– Насколько сохранился национальный быт саамов?
— Саамы во многом ассимилированы. Во всех местах проживания этого народа проводилась активная политика колонизации. Но сегодня власти пытаются реабилитироваться. Например, в современной Швеции саамам предоставляются все условия для изучения языка, развития культуры. Здесь функционируют разные медиа для саамов, существуют специальные стипендии и премии. Но все же саамы очень обижены на государство за прошлую несправедливость. Сейчас большинство саамов утратило свою национальную культуру. Многие из них считают, что знать родной язык ни к чему. Если в смешанной семье один из родителей саам, а другой русский, то ребенок будет говорить по-русски. В быту практически утрачены национальные особенности, большинство из них живет в обычных многоэтажках, в их квартирах телевизоры и микроволновки.
Хотя сегодня наблюдается некоторая волна интереса к национальной культуре. На праздниках саамы любят надевать национальную одежду, считают важным рассказывать о своей национальности, говорить. Хоть и не массово, но сохранились традиции оленеводства. Например, в Мурманской области существуют два кооператива, оленеводы выезжают в тундру, ведут образ жизни, близкий к традиционному. Среди оленеводов есть и молодежь, несмотря на то что это довольно тяжелая работа. В Швеции из 20 тысяч саамов 2,5 тысячи занимаются оленеводством.
– А русские саамы обижаются на государство?
– Да, русские саамы обижены на государство, но относятся к прошлым обидам более спокойно. Их позицию можно сформулировать: «Ну было, ну что делать?» В Швеции же саамы обвиняют шведов в колонизации и требуют к себе особого внимания. Раньше саамские поселения располагались по всему Кольскому полуострову. Но в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, на Кольском полуострове началось строительство заводов и создание колхозов. И так получалось, что саамы мешали.
Оленеводство предполагало кочевой образ жизни, летом саамы пасли оленей на побережье, а зимой перебирались в центр Кольского полуострова. Но побережье застроили, а саамов согнали. Причем, не учитывая их диалектов. Иногда получалось так, что жители одной деревни не понимали друг друга, им приходилось переходить на русский язык.
Саамская женщина. СССР. 1920-е
Саам-оленевод. Швеция. 2005
– Как сегодня складываются взаимоотношения между саамами разных государств?
– Саамы любят говорить, что они единый народ, разделенный границами. В годы советской власти саамы русские саамы потеряли связь с соотечественниками, но сегодня эти связи восстанавливаются. Саамы заинтересованы в этом, тем более русские саамы. Они получают финансирование от западных государств, их поддерживают различные западные фонды, шведские, норвежские. Многие саамы имеют возможность учиться в Норвегии. В школах и университетах существуют квоты для русских саамов. Вообще, Норвегия считается эталоном для других саамов. Норвежский саамский парламент – это реальная сила, он продвигает свои идеи, отстаивает интересы своего народа. Там принята и исполняется Конвенция о коренных народах, которая не действует ни в Швеции, ни в России. В России есть саамский совет, но он не имеет реальной силы.
– В современной европейской мифологии популярна легенда о том, что родиной Санта Клауса является Лапландия. Как относятся к этому местные жители?
– Санта Клаус не имеет никакого отношения к саамам, это европейский персонаж. И саамы не одобряют, когда их связывают с Сантой. Несколько лет назад в Финляндии администрация популярного Санта-паркаиспользовала элементы саамской культуры для привлечения туристов. Эльфы, сопровождающие Санту, были одеты в саамские национальные костюмы, в парке продавались фальшивые сувениры.
В этом же парке для посетителей были организованы шаманские церемонии, не имеющие никакого отношения к саамским ритуалам. Все это вызывало возмущение у саамов. Они были недовольны тем, что их образ используют в массовой культуре и эксплуатируют в коммерческих целях.
– Но саамы организуют туристические мероприятия?
– Да, в Швеции, например, ежегодно проводится Зимний фестиваль в городе Йоккмокке, в нескольких километрах от Полярного круга. У его истоков стоял шведский король Карл IX, который учредил рынок для обмена товарами между саамами и шведами в 1605 году. В этом году на фестивале было зарегистрировано 42 374 посетителей; это более чем в десять раз превышает население города.
Экспозиция местного музея «Айтте» рассказывала об истории саамов в Швеции: особенно интересны выставка саамских костюмов и галерея рисунков, которая показывала эволюцию образа саама и завершалась изображением мужчины с рацией в руке, бороздящего зимние просторы на снегоходе. На протяжении фестиваля в музее проходят лекции, посвященные оленеводству, истории саамов, природе региона. Также посетителям предлагались активные развлечения: катание на собачьих упряжках, наблюдение за гонками на оленях и даже обзор окрестностей с вертолета. Отдельно была выделена торговая зона, где можно было купить продукцию саамских ремесленников и другие товары. В России подобный фестиваль проходит летом и называется «Саамские игры», но он менее масштабен.
Источник: nashaplaneta.su
Саамы пережили запрет на кочевой образ жизни, запрет на родной язык, насильственную коллективизацию, которая разрушала традиционный быт. Но со второй половины XX века положение саамов начало улучшаться. В 1956 году был создан Саамский Совет из 15 членов. В 1992 году в него вошли представители российских саамов. У саамов есть флаг и гимн, они имеют возможность получать образование на родном языке, работает саамский парламент, выходит национальная литература, имеется телевидение, в Швеции открыт Саамский институт.
О жизни современных саамов нам рассказывает Анна Варфоломеева, работник Центра исследований России и Евразии (Уппсала, Швеция).
Зиму 2013-2014 года Анна провела в Швеции, изучая жизнь саамов.
– Насколько сохранился национальный быт саамов?
— Саамы во многом ассимилированы. Во всех местах проживания этого народа проводилась активная политика колонизации. Но сегодня власти пытаются реабилитироваться. Например, в современной Швеции саамам предоставляются все условия для изучения языка, развития культуры. Здесь функционируют разные медиа для саамов, существуют специальные стипендии и премии. Но все же саамы очень обижены на государство за прошлую несправедливость. Сейчас большинство саамов утратило свою национальную культуру. Многие из них считают, что знать родной язык ни к чему. Если в смешанной семье один из родителей саам, а другой русский, то ребенок будет говорить по-русски. В быту практически утрачены национальные особенности, большинство из них живет в обычных многоэтажках, в их квартирах телевизоры и микроволновки.
Хотя сегодня наблюдается некоторая волна интереса к национальной культуре. На праздниках саамы любят надевать национальную одежду, считают важным рассказывать о своей национальности, говорить. Хоть и не массово, но сохранились традиции оленеводства. Например, в Мурманской области существуют два кооператива, оленеводы выезжают в тундру, ведут образ жизни, близкий к традиционному. Среди оленеводов есть и молодежь, несмотря на то что это довольно тяжелая работа. В Швеции из 20 тысяч саамов 2,5 тысячи занимаются оленеводством.
– А русские саамы обижаются на государство?
– Да, русские саамы обижены на государство, но относятся к прошлым обидам более спокойно. Их позицию можно сформулировать: «Ну было, ну что делать?» В Швеции же саамы обвиняют шведов в колонизации и требуют к себе особого внимания. Раньше саамские поселения располагались по всему Кольскому полуострову. Но в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, на Кольском полуострове началось строительство заводов и создание колхозов. И так получалось, что саамы мешали.
Оленеводство предполагало кочевой образ жизни, летом саамы пасли оленей на побережье, а зимой перебирались в центр Кольского полуострова. Но побережье застроили, а саамов согнали. Причем, не учитывая их диалектов. Иногда получалось так, что жители одной деревни не понимали друг друга, им приходилось переходить на русский язык.
Саамская женщина. СССР. 1920-е
Саам-оленевод. Швеция. 2005
– Как сегодня складываются взаимоотношения между саамами разных государств?
– Саамы любят говорить, что они единый народ, разделенный границами. В годы советской власти саамы русские саамы потеряли связь с соотечественниками, но сегодня эти связи восстанавливаются. Саамы заинтересованы в этом, тем более русские саамы. Они получают финансирование от западных государств, их поддерживают различные западные фонды, шведские, норвежские. Многие саамы имеют возможность учиться в Норвегии. В школах и университетах существуют квоты для русских саамов. Вообще, Норвегия считается эталоном для других саамов. Норвежский саамский парламент – это реальная сила, он продвигает свои идеи, отстаивает интересы своего народа. Там принята и исполняется Конвенция о коренных народах, которая не действует ни в Швеции, ни в России. В России есть саамский совет, но он не имеет реальной силы.
– В современной европейской мифологии популярна легенда о том, что родиной Санта Клауса является Лапландия. Как относятся к этому местные жители?
– Санта Клаус не имеет никакого отношения к саамам, это европейский персонаж. И саамы не одобряют, когда их связывают с Сантой. Несколько лет назад в Финляндии администрация популярного Санта-паркаиспользовала элементы саамской культуры для привлечения туристов. Эльфы, сопровождающие Санту, были одеты в саамские национальные костюмы, в парке продавались фальшивые сувениры.
В этом же парке для посетителей были организованы шаманские церемонии, не имеющие никакого отношения к саамским ритуалам. Все это вызывало возмущение у саамов. Они были недовольны тем, что их образ используют в массовой культуре и эксплуатируют в коммерческих целях.
– Но саамы организуют туристические мероприятия?
– Да, в Швеции, например, ежегодно проводится Зимний фестиваль в городе Йоккмокке, в нескольких километрах от Полярного круга. У его истоков стоял шведский король Карл IX, который учредил рынок для обмена товарами между саамами и шведами в 1605 году. В этом году на фестивале было зарегистрировано 42 374 посетителей; это более чем в десять раз превышает население города.
Экспозиция местного музея «Айтте» рассказывала об истории саамов в Швеции: особенно интересны выставка саамских костюмов и галерея рисунков, которая показывала эволюцию образа саама и завершалась изображением мужчины с рацией в руке, бороздящего зимние просторы на снегоходе. На протяжении фестиваля в музее проходят лекции, посвященные оленеводству, истории саамов, природе региона. Также посетителям предлагались активные развлечения: катание на собачьих упряжках, наблюдение за гонками на оленях и даже обзор окрестностей с вертолета. Отдельно была выделена торговая зона, где можно было купить продукцию саамских ремесленников и другие товары. В России подобный фестиваль проходит летом и называется «Саамские игры», но он менее масштабен.
Источник: nashaplaneta.su